- /
- Услуги
- /
- Регистрация торгового знака (патент)
Регистрация торгового знака (патент)
Запатентовать название и логотип — значит обеспечить им правовую охрану. Когда компания патентует название или логотип, она становится единственным их владельцем. Обычно, когда говорят про патентование названия и логотипа, хотят как раз зарегистрировать товарный знак и получить в Патентном ведомстве свидетельство.
ТОВАРНЫЙ ЗНАК — обозначение, которое помогает отличать товары и услуги одних компаний от других. (ст. 1481 ГК РФ).
Узнаваемый товарный знак (логотип, бренд, торговая марка):
- повышает шансы компании получить преимущество на рынке товаров и услуг;
- не допустить нарушения чьих-то исключительных прав;
- запретить конкурентам использовать обозначение и потребовать компенсацию.
Зачастую компании не подозревают о нарушении чьих-то исключительных прав. Причём название торгового знака (бренда) может не быть точной копией чужого. Нарушением считается, если обозначение схоже до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком (по словесным, звуковым, графическим или другим характеристикам).
Чаще всего бизнес использует три формы : название-словесное обозначение, логотип – графическое обозначение и их комбинацию – комбинированное обозначение:
Первый, кто запатентовал торговый знак - произвел государственную регистрацию в Патентном ведомстве, становится единственным его владельцем (ст. 1484 ГК РФ). Если кто-то другой использует идентичное или сходное обозначение, его незаконную деятельность можно пресечь.
Где и как запатентовать товарный знак?
Регистрирует товарные знаки Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) при Роспатенте. Этот орган находится в Москве и не имеет региональных подразделений. Чтобы запатентовать наименование, в ФИПС обращаются лично, направляют заявку по почте или подают в электронной форме.
Срок регистрации товарного знака составляет 5–6 месяцев. Длительность срока экспертизы товарного знака обусловлена действующим законодательством РФ и международными договорами.
Для повышения шансов регистрации товарного знака (логотипа) в Роспатенте, желательным этапом является предварительная проверка обозначения на соответствие критериям охраноспособности, в том числе, на отсутствие совпадений с уже зарегистрированными товарными знаками и заявленными на регистрацию.
ОШИБКА – пробовать искать в интернет-поисковиках аналогичные названия и графические знаки, патентный поверенный проверяет эту информацию по электронной базе Роспатента, по классам МКТУ (международная классификация товаров и услуг) МКТУ содержит 45 классов. Бытовая химия и косметические средства – 03 класс МКТУ, при использовании в медицинских целях – 05 класс МКТУ.
Полный перечень классов МКТУ по ссылке:
Самостоятельная проверка торгового знака может быть проведена путем заказа платной услуги в ФИПС:
Проведение поиска зарегистрированных и ранее заявленных на регистрацию обозначений по классу МКТУ, тождественных и сходных со словесным обозначением и/или изобразительным обозначением, а также, предварительная оценка охраноспособности обозначения как товарного знака по указанному Вами классу МКТУ заказывается официально на сайте ФИПС в разделе «Услуги ФИПС». Процедура займет 20 дней или 5 дней по ускоренной процедуре. Переход по ссылке, разделы с 5 по 8.
https://www.fips.ru/vse-uslugi/uslugi-predostavlyaemye-fips-na-platnoy-osnove-.php#1D
Если Вы впервые сталкиваетесь со всем этими вопросами и Вам нужно сэкономить время, то лучше обратиться за помощью к опытному патентному поверенному, который проверит на идентичность и схожесть (уникальность), заполнит заявление на патент, осуществит подачу документов на регистрацию, произведет квалифицированное сопровождение Вашей заявки на товарный знак на каждом из этапов регистрации.
СОВЕТ – если Вы собираетесь подавать на патент смешанный (комбинированный) товарный знак, то сделайте отрисовку с дизайнером (лучше несколько вариантов) и передайте изображения патентному поверенному или в ФИПС.
Патентного поверенного Вы можете найти самостоятельно на сайте: https://rospatent.gov.ru
Главная страница ----- Деятельность ------ Патентные поверенные ----- Реестр патентных поверенных
или на этих сайтах:
https://onlinepatent.ru
https://legal-support.ru
https://www.yustis.ru
https://www.garant.ru
Если решили самостоятельно провести регистрацию товарного знака, ознакомьтесь с информацией на сайте Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) в разделе «Товарные знаки» https://www.fips.ru
Контакты: Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993, РФ
E-mail: fips@rupto.ru
Тел.: +7 (499) 240-6015, факс: +7 (495) 531-6318
Права на товарный знак возникают с момента регистрации его в Роспатенте. Для того, чтобы избежать претензий со стороны третьих лиц, желательно использовать его именно с этого момента. При этом, закон не запрещает использование обозначения (названия, логотипа) в период регистрации его в качестве товарного знака и даже без регистрации, однако используя обозначение, еще не зарегистрированное в качестве товарного знака, Вы несете соответствующие риски (они минимальны после прохождения процедуры регистрации (приема) Вашей заявки в Патентном ведомстве (1%), если кто-то подал аналогичный/схожий товарный знак за несколько дней (месяцев) до Вас, но он еще не прошел процедуру регистрации и поэтому в общей базе информация пока не отражается или отказ в регистрации, когда комиссия Патентного ведомства сочла, что схожесть все-же прослеживается).
Внимание!!! У маркетплейсов есть важный пункт в договоре, на который редко обращают внимание. Если компания разместит свой товар, а потом выяснится, что уже есть похожее обозначение, то с компанией разорвут контракт и назначат штрафы и неустойки до 5 млн. руб.